Форум » Технологии » Флексография: кто и что об этом знает! » Ответить

Флексография: кто и что об этом знает!

ky6uk-caxapok: Предисловие: Вчера мне позвонили из некой конторы и молвили: - "Нужен дизайнер.....сдельная работа....бла-бла-бла.......ПЕЧАТАЕМ НА ФЛЕКСОГРАФИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ!!!" А вот какие проблемы при печати могут возникнуть я уточнять не стал (в Казани +35 и душа рвалась прочь из города)!!! Хотелось бы узнать Ваше мнение...

Ответов - 7

XtroyX: К сожалению сам не работал, но вся печать в нашей конторе делается флексой (отдаем печатать). Но если ты сам не на машине буш работать, а именно дизайнить, то... Ну так вот там заморочки насчет шага печати, длины клише (печати) ну и т.п. Линии технологического разрыва необходимо на макетах показывать, а то нарежут напрямки через рисунок. но все это относиться больше к непрерывной печати (у нас колбасная оболочка). Пробивка (т.е. использование цвета материала на котором печатаеш) - вот это геморойно. это тебе сразу надо узнавать какой минимальный допуск толщин при пробивке. а то затекать будет. Да кстати и про шрифт тоже сразу узнавай какой минимальный. Ну и когда макет делаеш, помни что с каждого края гдето 3-5 мм непропечатываються (это зона захвата материала). Если уж очень надо и там запечатать, то прогоняют заново. Стоимость соответственно возрастает.

ky6uk-caxapok: Спасибо. Я вот узнал, что они печатают........САЛФЕТКИ :-) И клише у них резиновый листик, который натягивают на барабан!!!

XtroyX: Чет я протупил! У меняж тут статейка от наших партнеров (фирмы где мы печатаемся) валяетьс. направленность естестно больше на пищевую упаковку-оболочку. но и для любой другой полиграфии - в принципе тоже самое. Если еще актуально канешна.... ОСОБЕННОСТИ ФЛЕКСОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (важно знать всем) Особенности изготовления и использования печатных форм (клише) Традиционная технология флексопечати, широко применяемая во всем мире для печати на рулонных материалах (в т.ч. – на оболочках и вакуумных пакетах), подразумевает использование гибких печатных форм (клише), изготовленных из специального фотополимерного материала. Фактически клише – это плоская гибкая пластина, которая при печати закрепляется вокруг специального цилиндра, что позволяет получать бесконечное множество одинаковых оттисков, равномерно повторяющихся на протяжении всего запечатываемого материала. Для того чтобы смонтировать клише на цилиндре, его необходимо обрезать до нужного размера, равного длине окружности цилиндра, а затем совместить и закрепить на поверхности цилиндра его противоположные торцевые края. Несмотря на то, что фотополимер – материал пластичный, он обладает достаточной твердостью и жесткостью, что делает практически невозможным получение идеального среза, а также совмещение и закрепление торцов клише «стык в стык». Для качественного монтажа клише на цилиндре, обязательно наличие небольшого (от 1 до 3 мм, конкретные размеры см. в Требованиях к оригинал-макетам) расстояния между совмещаемыми краями. Естественно, этот зазор не может не отражаться и на получаемом изображении, что особенно ощутимо при печати любых непрерывных продольных элементов (полос, сплошных «фоновых запечаток» и т.п.), на которых через одинаковые расстояния, равные длине клише, появляются поперечные полоски соответствующей толщины. Для того чтобы при печати непрерывные элементы получались действительно непрерывными, т.е. без поперечных полосок, необходимо применять цилиндрические (бесстыковые) клише. Для изготовления таких клише используются уникальные устройства – лазер-граверы. Клише изготавливаются из объемных цилиндрических заготовок с резиновым покрытием, на котором лазерным лучом по длине окружности выжигаются все детали будущего изображения. Таким образом, эта технология позволяет полностью избавиться от трудоемкого процесса закрепления плоского клише на цилиндре, и, как следствие, – от поперечных полос на получаемом оттиске. Обращаем внимание всех партнеров на то, что использование цилиндрических клише - отдельно позиционируемая услуга, получившая название «бесстыковая печать». Напоминаем, что при изготовлении заказа на оболочку (пакеты) с обычной печатью, используются стандартные плоские клише, подразумевающие наличие зазора между краями клише и, соответственно, - появление поперечных полосок на непрерывных элементах изображения. Особенности флексопечати, влияющие на воспроизведение цветовых оттенков Корректная цветопередача, т.е. «правдивое» воспроизведение всех цветовых оттенков изображения при печати, всегда была и остается самой насущной проблемой в полиграфии. Дело в том, что основная суть любого полиграфического процесса – изготовление промышленным способом множества копий с какого-либо образца (оригинал-макета). А получить копию (т.е. печатное изображение), которая на все 100% соответствовала бы цветовому решению исходного образца пока еще не получалось ни у кого. Да и вряд ли когда-нибудь получится, поскольку слишком уж велика разница между способами получения цвета, например, на мониторе компьютера (или на принтерной распечатке) и в процессе реальной печати на печатной машине. Тем не менее, никакого «конца света» из-за этого до сих пор не произошло, полиграфическая промышленность всего мира по-прежнему развивается, а объемы производимой продукции постоянно растут и растут. Конечно же, технический прогресс не обходит стороной эту отрасль, и за последние десятилетия в распоряжении полиграфистов оказалось достаточное количество технологий и специального оборудования, которые делают цель максимального приближения цветового решения печатного изображения к желаемому эталону уже не мифической, а вполне осуществимой. Однако речь ни в коем случае не идет о некоем «стандарте корректной цветопередачи», актуальном для полиграфической промышленности в целом, поскольку для каждой из печатных технологий, представленных в настоящий момент на рынке, существуют свои собственные «правила игры». В этом материале будут рассмотрены особенности цветопередачи, характерные для технологии флексографической печати на пластиковой пищевой упаковке, в т.ч. на колбасных оболочках и вакуумных пакетах. Именно эта технология получила заслуженное признание во всем мире, благодаря своей особой «приспособленности» для запечатывания гибких рулонных материалов. Какие же именно факторы влияют на корректность воспроизведения цветовых оттенков при печати по флексографической технологии? Безусловно, в первую очередь это: 1. Цвета «базовых» красок, поставляемых производителем, из которых затем путем смешивания получаются все другие цвета и оттенки изображения при печати. 2. Цвет запечатываемого материала. 3. Особенности самого печатного процесса. Теперь рассмотрим, каким конкретно образом каждый из перечисленных факторов влияет на конечный результат, т.е. на цветовые оттенки печатного изображения: 1. Влияние цветов «базовых» красок. Известно, что в полиграфии существует всего лишь несколько десятков красок с чистыми, «базовыми» цветами. Все остальные цвета и оттенки получаются путем смешения этих чистых составляющих в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Это справедливо как для многоцветной печати, при которой каждый отдельный цвет получается путем физического смешения необходимых красителей, что называется «в банке», так и для полноцветной печати, при которой все цвета и оттенки получаются в результате оптического смешения всего лишь четырех базовых красок непосредственно на запечатываемой поверхности. Известно также, что у различных производителей красок, рецептуры тех самых чистых «базовых» цветов немного отличаются. Конечно, не до такой степени, что вместо голубого цвета отдельно взятый производитель предлагает, например, зеленый, но незначительные отличия, тем не менее, есть. Также стоит отметить, что даже у одного и того же производителя цвета «базовых» красок могут немного разниться от партии к партии. Естественно, что такая нестабильная ситуация не может способствовать появлению какого-либо единого стандарта воспроизведения цветов для всех предприятий, занимающихся флексопечатью. Помимо «дефектов», изначально заложенных производителем, на реальный цвет краски при печати также сильно влияет её консистенция. Чему гуще краска, тем насыщенней получается цвет, и наоборот – чем жиже, тем цвет получается бледнее. Казалось бы, для нейтрализации этого фактора достаточно всего лишь поддерживать постоянную консистенцию краски при печати. Однако это практически невозможно, поскольку подавляющее большинство красок, используемых для флексопечати, нуждаются в постоянном добавлении растворителя. Во время печати растворитель испаряется, краска подсыхает, становится более вязкой. Необходимо добавлять в неё новые порции растворителя, чтобы краска оставалась в «рабочем» состоянии. Эта операция делается печатниками вручную, и естественно, что каким бы опытом печатник не обладал, каждый раз подливать в краску абсолютно точное количество растворителя ему вряд ли удастся. Получается, что даже в пределах одного тиража, каждая из красок меняет свой реальный оттенок по нескольку раз, в зависимости от количества производимых «доливок». Теперь вспомним, что основная масса цветов и оттенков при печати получаются из-за всевозможных «красочных» смешений. А если нет стабильности в отдельных составляющих, то ей абсолютно неоткуда взяться и в общей композиции. Тем более что такую сложную совокупность причин практически невозможно контролировать. 2. Влияние цвета запечатываемого материала. Для большинства людей полиграфия – это, прежде всего, книги, газеты, журналы или рекламные плакаты. Именно с этими представителями «печатного мира» нам всем приходится общаться наиболее часто. При этом у всех перечисленных образцов есть одно общее свойство – в основной своей массе они отпечатаны на материале белого цвета (как правило, на бумаге). Следовательно, при изготовлении подобной продукции проблема влияния цвета материала на цвета изображения в принципе отсутствует. В отличие от бумажных журналов, гибкая пищевая упаковка – это пластик, причем зачастую самых неожиданных цветов и оттенков. Сегодня никого не шокирует даже синяя или зеленая колбасная оболочка, не говоря уже о более традиционных «колбасных» цветах – красном, коричневом, золотом. У красок, используемых для флексопечати, есть один серьезный недостаток – они все не обладают кроющей способностью, т.е. являются полупрозрачными. Соответственно, при попадании на цветной материал, они частично «пропускают» через себя его цвет, что очень сильно изменяет собственный цвет краски. Исключение составляет белая краска, которая при печати служит не только для получения элементов белого цвета, но и для создания необходимой «подложки» для красок других цветов, благодаря чему последние выглядят именно так, как и должны выглядеть. Но, несмотря на высокую кроющую способность белой краски, цвет запечатываемого материала все равно «сильнее». Поэтому его полного, стопроцентного перекрытия никогда не происходит, и белая краска в любом случае приобретает определенный оттенок (на красной оболочке она становится розовой, на черной оболочке – серой и т.д.). И реальных способов полного решения этой проблемы нет ни у одного полиграфического предприятия. Даже при условии нанесения белой краски в два слоя, она никогда не будет выглядеть на цветной пластиковой оболочке такой же белоснежной, как, например, лист офисной бумаги. А это очень сильно влияет на общее цветовое решение всего печатного изображения, ведь если изменяется оттенок белой подложки, то неизменно будут меняться и цвета всех остальных, лежащих поверх неё красок, поскольку, как уже было написано, ни одна из красок не обладает достаточной «кроющей силой». 3. Влияние особенностей печатного процесса. Данный фактор состоит из множества составляющих, начиная от конструкционных особенностей печатных машин и заканчивая пресловутым человеческим фактором, влияние которого на конечный результат во флексопечати на пластиковой упаковке особенно велико. В первую очередь стоит напомнить, что при печати все краски переносятся на запечатываемый материал с помощью печатных форм (клише). По сути именно клише является самым важным компонентом, участвующим в процессе создания красочного изображения. Естественно, что от качества изготовления клише напрямую зависит качество того, что будет с помощью этого клише напечатано. А качество клише, в свою очередь, зависит от свойств фотополимерного материала, из которого оно сделано, от возможностей оборудования для изготовления клише и от квалификации персонала, работающего на этом оборудовании. В общем, налицо очередная сложная технологическая «связка», при которой на общий результат может повлиять даже небольшой сбой на каждом отдельном этапе. Каким образом качество клише отражается именно на цветопередаче? Стоит отметить, что данный параметр имеет особое значение в основном для полноцветной печати, при которой большая часть изображения состоит из мельчайших точек – растра. Чем больше размер растровых точек, тем больше краски попадает в данную область печатного изображения и тем насыщенней получается его цвет. Для получения «правдивого» цвета крайне важно соблюдение точных размеров растровых точек для каждой из базовых красок, участвующих в процессе формирования нужного цвета. Иначе произойдет значительное отклонение, т.е. получившийся цвет будет сильно отличаться от изначально заданного в оригинал-макете. Исходные размеры растровых точек формируются при изготовлении клише, и их правильность зависит и от физических свойств фотополимерного материала, и от корректных действий персонала. Кроме того, размеры растровых точек обязательно изменяются в большую сторону непосредственно при печати. Материал, из которого делаются клише, достаточно мягкий, и при давлении клише на запечатываемую поверхность, все выступающие элементы клише попросту расплющиваются, соответственно, их площадь становится больше, и они переносят большее количество краски. Этот процесс в полиграфии называется «растискиванием». Существует также такое понятие, как «величина растискивания», т.е. степень увеличения площади печатного элемента относительно исходного размера, измеряемая в процентах. Очевидно, что на качественном клише при изготовлении получаются растровые точки более точного размера, хотя небольшой процент отклонения все равно неизбежен, поскольку речь идет об очень уже малых размерах, измеряемых в микронах. Кроме того, чем качественней материал для изготовления клише, тем меньше возможная величина растискивания печатных элементов, в т.ч. растровых точек. Следовательно, можно утверждать, что качественное по всем параметрам клише способствует более корректной цветопередаче при печати полноцветных изображений. Немаловажным является и тот факт, что при печати краска попадает на клише не напрямую, а через специальное устройство – анилоксовый вал. Это - специальный металлический цилиндр с поверхностью, состоящей из множества мелких ячеек. Краска из ванночки сначала заполняет ячейки анилоксового вала, а затем переносится непосредственно на клише. Эта система позволяет контролировать расход краски и толщину красочного слоя, не позволяя лишнему количеству краски оказаться на запечатываемой поверхности. Существует несколько типов анилоксовых валов, отличающихся друг от друга размерами ячеек. Каким образом использование того или иного вала влияет на цветопередачу при печати? Очевидно, что чем больше размер ячеек, тем большее количество краски попадает на клише и запечатываемую поверхность, соответственно, тем толще получается красочный слой. А толщина красочного слоя влияет именно на его цвет, а точнее - на насыщенность цвета (вспомним тезисы о полупрозрачности всех флексографических красок). Возникает вопрос – зачем тогда использовать анилоксовые валы с ячейками разных размеров, не проще ли стандартизировать процесс и начать применять валы с какой либо одной ячеистой поверхностью, чтобы всегда получать одинаковую толщину красочного слоя? К сожалению, так поступить нельзя. Дело в том, что обычно изображения состоят из различных по размерам элементов – здесь могут встречаться и очень мелкий текст, и тонкие графические рисунки, и крупные плашечные элементы. А для качественной печати каждого из этих элементов необходимо своё количество краски – для мелких деталей краски должно быть мало, для крупных деталей наоборот много. Соответственно, необходимо использовать анилоксовые валы с разными размерами ячеек, что в свою очередь, напрямую влияет на оттенки получаемых при печати цветов. Основываясь на приведенной информации, можно заключить, что у технологии флексопечати наряду с множеством достоинств есть один существенный недостаток – по настоящему корректное воспроизведение цветов и оттенков является делом не просто сложным, а почти что невозможным. Это связано с большим количеством отдельных факторов, большая часть из которых не подвластна никакому влиянию и контролю, а воспринимается как нечто постоянное и неизменное. Тем не менее, флексопечать с каждым годом становится все более востребованной и развивающейся технологией во всем мире. Факт мирового развития флексопечати подтверждает, что выявленный недостаток не воспринимается большинством потребителей, как нечто неприемлемое, а случаи недовольства отдельных заказчиков связаны, прежде всего, с их плохой информированностью о реальных возможностях этой технологии и чрезмерно завышенными ожиданиями. В любом случае, альтернативный способ нанесения печатных изображений на рулонные материалы, сопоставимый с флексопечатью по соотношению цены и качества, в ближайшее время вряд ли появится. Да и вообще трудно представить какую либо другую печатную технологию, которая настолько же идеально подходила бы для применения в упаковочной отрасли.


Злой Гуреев: Как много букфф... Одобрямс...

ky6uk-caxapok: XtroyX - Респект!!!

Loid: Хы - хы я как раз по флексам работаю!!! Афтар Жжот!!!! Респекта ему вагон!!!!! Круть!!!

ky6uk-caxapok: Намано все..........напечатали салфетки.....правда с их разрешением печатать можно только лицо врага на туалетной бумаге :-) Но в целом заказчикам все понравилось, рассчитались(правда....жадный директор), и все :-)



полная версия страницы